Вязкость дизельных топлив. Топливо в системе питания дизель-
ного двигателя выполняет одновременно и роль смазочного материала.
При недостаточной вязкости топлива повышается износ плунжерных
пар насоса высокого давления и игл форсунок, а также растет утечка
топлива между плунжером и гильзой насоса. Топливо слишком вязкое
будет плохо прокачиваться по системе питания, недостаточно тонко
распыливаться и неполностью сгорать. Поэтому ограничивают как
нижний, так и верхний допустимые пределы кинематической вязкости
при 20 °С (в пределах от 1,5 до 6,0 сСт.).
Низкотемпературные свойства. В отличие от бензинов в состав
дизельных топлив входят высокомолекулярные парафиновые угле-
водороды нормального строения, имеющие довольно высокие темпе-
ратуры плавления. При понижении температуры эти углеводороды
выпадают из топлива в виде кристаллов различной формы, и топли-
во мутнеет. Возникает опасность забивки топливных фильтров кри-
сталлами парафинов. Принято считать, что температура помутнения
характеризует нижний температурный предел возможного примене-
55
ния дизельных топлив. При дальнейшем охлаждении помутневшего
топлива кристаллы парафинов сращиваются между собой, образуют
пространственную решетку, и топливо теряет текучесть. Температура
застывания – величина условная и используется для ориентировочного
определения возможных условий применения топлива. Этот показа-
тель принят для маркировки дизельных топлив на следующие 3 марки:
летнее (tзаст менее –10 °С), зимнее (tзаст менее –35…45 °С) и арктическое
(tзаст менее –55 °С). Применимы для улучшения низкотемпературных
свойств дизельных топлив следующие 3 способа:
1) адсорбционная (цеолитная) или карбамидная депарафинизация;
2) облегчение фракционного состава путем снижения температуры
конца кипения топлива;
3) добавление к топливам депрессорных присадок, которые эффектив-
но снижают их температуры застывания. В качестве депрессоров
промышленное применение получили сополимеры этилена с винил-
ацетатом. Поскольку они практически не влияют на температуру по-
мутнения топлив, большинство исследователей считает, что депрес-
сор, адсорбируясь на поверхности образующихся кристаллов парафи-
нов, препятствует их агрегации с формированием объемного каркаса.