.Трансмиссионные масла ис-
пользуются для смазки агрегатов трансмиссий транспортных машин
и промышленных редукторов.
Агрегаты трансмиссий транспортных машин предназначены для
передачи мощности от двигателя к движителю (колесу, гусенице,
гребному валу и т. д.). Они подразделяются на механические и гидрав-
лические. Механическая трансмиссия состоит обычно из сцепления,
коробки передач, карданной передачи и ведущего моста. На автомоби-
лях повышенной проходимости (с двумя или более ведущими мостами)
в трансмиссию дополнительно включают раздаточные коробки и короб-
ки отбора мощности. К числу основных агрегатов механических транс-
миссий различных типов (цилиндрических, конических, червячных,
гипоидных и др.), смазываемых маслом, относятся коробка передач,
ведущий мост, коробка отбора мощности и раздаточная коробка.
71
Таблица 1.12 – Основные характеристики некоторых моторных масел
Марка
масла
Вязкость, сСт, при Индекс
вязкости,
не менее
Отношение вязкости Температура, °С
100 °С, не более 50 °С, не менее –40 °С, не более ν50 /ν100,
не более
ν–20 /ν50,
не более
застывания,
не более
вспышки,
не менее
Для карбюраторных двигателей
М–8В1 8±0,5 – – 90 – – –25 200
М–8Г1 8±0,5 – – 100 – – –30 210
М–6/10П 10±0,5 – – 125 – – –32 210
М–1 > П 12±0,5 – – 95 – – –20 220
Для дизельных двигателей
М–8Г2 8±0,5 – – 90 – – –25 200
М–10Г2 11±0,5 – – 90 – – –15 205
М–8Г2к 8±0,5 – – 95 – – –30 200
М–10 Г2к 11 ±0,5 – – 90 – – –15 205
Для авиационных поршневых двигателей
МС–14 14 6,55 – –30 220
МС–20 20 7,85 – –18 270
М–22 22 8,75 –14 250
МС–20с 20 92 – – –18 270
Для турбореактивных двигателей
МС–6 – 64...6,3 1700 – – – –55 145
М–8 – 8,3 6500 – – 56 –55 140
М–8п – 8,3 – – – 60 –55 135
МС–8 – 7,51...8,5 3500 – – 50 –55 150
МС–8п – 8 4000 – – – –55 150
Примечания: 1) МСиМК — масло соответственно селективной и кислотной очистки;
2) индексы: п – масло с присадкой; с – масло из сернистых нефтей.
72
Гидравлическая трансмиссия состоит из гидромуфты, гидротранс-
форматора, шестеренчатой (или гидромеханической) коробки передач
и системы автоматического регулирования.
Промышленные редукторы состоят из зубчатых или червячных
передач, выполненных в виде отдельного агрегата.
Трансмиссионные масла предназначены для предотвращения или
снижения износа элементов пар трения под действием высоких нагру-
зок, уменьшения вибрации и шума, защиты их от ударных нагрузок,
удаления из зоны трения продуктов износа и отвода избыточного тепла.
Они должны обладать наряду с высокой смазывающей способностью
хорошими вязкостно-температурными свойствами. Масла гидрав-
лических трансмиссий помимо своего основного назначения служат
и гидравлической средой, заполняющей систему.
В зависимости от напряженности работы передач, согласно ГОСТ
17479–85, установлены следующие 5 групп трансмиссионных масел:
ТМ1, ТМ2 и ТМ3 – для прямозубых, спирально-конических и червячных
передач, работающих при контактных напряжениях соответственно до
1600, 2100 и 2500 МПа и температуре масла в объеме до 90, 130 и 150 °С
соответственно; ТМ4 и ТМ5 – соответственно для умеренно- и высоко-
нагруженных гипоидных передач при объемной температуре до 150 °С.
В зависимости от вязкости трансмиссионные масла подразделяются
на следующие 4 класса:
Класс вязкости Кинематическая вязкость при 100 °С, сСт
9 7,0…10,9
12 11,0…13,9
18 14,0…24,9
34 25,0…41,0
Например, трансмиссионное масло марки ТМ3-18 означает, что мас-
ло 3-й группы с вязкостью при 100 °С от 14 до 24,9 сСт.
Основные характеристики некоторых марок трансмиссионных ма-
сел приведены в табл. 1.13 (в скобках указана старая маркировка).