Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает исключи-
тельно большой ассортимент (более 500 наименований) газообразных,
жидких и твердых нефтепродуктов. Требования к ним весьма разно-
образны и диктуются постоянно изменяющимися условиями примене-
ния или эксплуатации того или иного конкретного нефтепродукта.
В основу классификации товарных нефтепродуктов могут быть
положены различные принципы, например, по фазовому составу или
способу их производства. Поскольку требования как к объему произ-
водства, так и к качеству товаров диктуют их потребители, то принято
классифицировать нефтепродукты по их назначению, т. е. по направ-
лению их использования в отраслях народного хозяйства.
В соответствии с этим различают следующие группы нефтепро-
дуктов:
1. Моторные топлива.
2. Энергетические топлива.
3. Нефтяные масла.
4. Углеродные и вяжущие материалы.
5. Нефтехимическое сырье.
6. Нефтепродукты специального назначения.
Моторные топлива в зависимости от принципа работы двигателей
подразделяют на:
1.1. Бензины авиационные и автомобильные.
1.2. Реактивные.
1.3. Дизельные.
Энергетические топлива подразделяются на:
2.1. Газотурбинные.
2.2. Котельные.
Нефтяные масла подразделяют на:
3.1. Смазочные
3.2. Несмазочные.
Различают следующие подгруппы смазочных масел:
3.1.1. Моторные для поршневых и для реактивных двигателей.
3.1.2. Трансмиссионные и осевые для смазки автомобильных и трак-
торных гипоидных трансмиссий (зубчатых передач различных типов)
и шеек осей железнодорожных вагонов и тепловозов.
3.1.3. Индустриальные масла для смазки станков, машин и механиз-
мов различного промышленного оборудования, работающих в разно-
образных условиях и с различной скоростью и нагрузкой. По значению
40
вязкости их подразделяют на легкие (швейное, сепараторное, вазели-
новое, приборное, веретенное, велосит и др.), средние (для средних ре-
жимов скоростей и нагрузок) и тяжелые (для смазки кранов, буровых
установок, оборудования мартеновских печей, прокатных станов и др.).
3.1.4. Энергетические масла (турбинные, компрессорные и цилин-
дровые) – для смазки энергетических установок и машин, работающих
в условиях нагрузки, повышенной температуры и воздействия воды,
пара и воздуха.
Несмазочные (специальные) масла предназначены не для смазки,
а для применения в качестве рабочих жидкостей в тормозных системах,
в пароструйных насосах и гидравлических устройствах, в трансформа-
торах, конденсаторах, маслонаполненных электрокабелях в качестве
электроизолирующей среды (трансформаторное, конденсаторное,
гидравлическое, вакуумное). К ним также относятся вазелиновое, ме-
дицинское, парфюмерное, смазочно-охлаждающие жидкости и др.
Углеродные и вяжущие материалы включают:
4.1. Нефтяные коксы.
4.2. Битумы.
4.3. Нефтяные пеки (связующие, пропитывающие, брикетные, во-
локнообразующие и специальные).
Нефтехимическое сырье. К этой группе можно отнести:
5.1. Ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы, нафта-
лин и др.).
5.2. Сырье для пиролиза (нефтезаводские и попутные нефтяные газы,
прямогонные бензиновые фракции, олефинсодержащие газы и др.).
5.3. Парафины и церезины. Вырабатываются жидкие (получаемые
карбамидной и адсорбционной депарафинизацией нефтяных дистилля-
тов), и твердые (получаемые при депарафинизации масел). Жидкие пара-
фины являются сырьем для получения белкововитаминных концентра-
тов, синтетических жирных кислот и поверхностно-активных веществ.
Нефтепродукты специального назначения подразделяются на:
6.1. Термогазойль (сырье для производства технического углерода).
6.2. Консистентные смазки (антифрикционные, защитные и уплот-
нительные).
6.3. Осветительный керосин.
6.4. Присадки к топливам и маслам, деэмульгаторы.
6.5. Элементную серу.
6.6. Водород и др.
В потреблении нефтепродуктов более 50 % в настоящее время со-
ставляют моторные топлива. Так, ежегодно в мире потребляется более
41
1,5 млрд т моторных топлив, сжигаемых в многомиллионных двига-
телях внутреннего сгорания (ДВС), установленных в автомобильных,
железнодорожных и авиационных транспортных машинах, речных
и морских судах, сельскохозяйственной, строительной, горнорудной
и военной технике. Естественно, в структуре НПЗ преобладают тех-
нологические процессы по производству моторных топлив, а также
моторных масел.
Всю совокупность свойств нефтепродуктов, определяющих их ка-
чество, можно подразделить на следующие три группы:
— физико-химические;
— эксплуатационные;
— технические.
К физико-химическим относятся свойства, характеризующие состоя-
ние и состав нефтепродуктов (плотность, элементный, фракционный
и групповой углеводородный составы, вязкость, теплоемкость и т. д.).
Они позволяют косвенно судить о том или ином эксплуатационном
свойстве. Например, по фракционному составу судят о пусковых свой-
ствах бензинов, по плотности реактивного топлива – о дальности по-
лета и т. д.
Эксплуатационные свойства нефтепродуктов призваны обеспечить
надежность и экономичность эксплуатации ДВС, машин и механизмов,
характеризуют полезный эффект от их использования по назначению
и определяют область их применения (например, испаряемость, горю-
честь, воспламеняемость, детонационную стойкость, прокачиваемость,
смазочную способность и др.).
Технические свойства нефтепродуктов (физическая и химическая
стабильность, токсичность, пожаро- и взрывоопасность, коррозионная
активность и др.) проявляются в процессах их хранения, транспорти-
рования и длительной эксплуатации.