Моторные масла предназначены, как уже отмеча-
лось, для смазки двигателей различных систем. Доля их в общем объеме
производства масел составляет: в мире 50 %, в бывшем СССР – 60 %.
Стремление форсировать ДВС значительно повысило требования
к качеству моторных масел, работающих на высокотемпературном ре-
жиме.
Отечественные товарные моторные масла в соответствии с ГОСТ
17479–72 обозначаются при маркировке буквой М с указанием класса
вязкости (по значению ν100) и группы по эксплуатационным свойствам
буквами А, Б, В, Г, Д и Е с индексом 1 или 2, означающим примени-
мость их соответственно к бензиновым или дизельным двигателям.
В зависимости от жесткости (форсированности) работы ДВС масла
дифференцируют на следующие группы: А – для нефорсированных
двигателей, Б – малофорсированных, В – среднефорсированных,
Г – высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателей,
Д – для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых усло-
виях, Е – для малооборотных дизелей с лубрикаторной системой смаз-
ки. Например, М-10Г1 – это моторное масло для смазки высокофор-
сированных карбюраторных двигателей с вязкостью ν10010±0,5 сСт;
М-43/8В2 – масло предназначено для смазки среднефорсированных
дизелей с вязкостью ν1008±0,5 сСт, содержит загущающие присадки.
Основные характеристики наиболее распространенных марок масел
приведены в табл. 1.12.