Она обусловливает многие важней-
шие их эксплуатационные свойства при применении в ДВС с принуди-
46
тельным воспламенением. В наибольшей степени испаряемость зависит
от фракционного состава и давления насыщенных паров бензинов.
С фракционным составом и давлением насыщенных паров бензи-
нов связаны такие эксплуатационные характеристики двигателя, как
возможность его пуска при низких температурах и склонность к об-
разованию паровых пробок в системе питания, приемистость автомо-
биля, скорость прогрева двигателя, расход горючего и другие показа-
тели. Пусковые свойства бензинов улучшаются по мере облегчения их
фракционного состава.
Применение очень легких бензинов вызывает другие эксплуатацион-
ные затруднения, как, например, образование паровых пробок в системе
питания. Применение бензинов с высоким содержанием низкокипящих
фракций, кроме образования паровых пробок, может сопровождаться
обледенением карбюратора, а также увеличением потерь бензина при
хранении и транспортировании. Таким образом, требования к содер-
жанию низкокипящих фракций в бензине противоречивы. С позиции
пусковых свойств бензинов желательно иметь большее содержание,
а с точки зрения образования паровых пробок – предпочтительно мень-
шее содержание легкокипящих фракций. Оптимальное содержание
их зависит от климатических условий эксплуатации автомобиля. Для
территории бывшего СССР стандартом предусмотрена выработка ав-
тобензинов зимнего и летнего сортов (tН.К. для летнего вида составляет
35 °С, а t10% для летнего – 70 °С и для зимнего бензина – 55 °С). Тем-
пературу перегонки 50 % бензина лимитируют, исходя из требований
к приемистости двигателя (т. е. способности обеспечить быстрый разгон
до требуемой скорости автомобиля) и времени его прогрева.
Экономичность работы двигателя и износ его деталей связывают
с температурой перегонки 90 % бензина с температурой конца его кипе-
ния. При высоких значениях этих показателей тяжелые фракции бензи-
на не испаряются, поступают в картер двигателя и разжижают смазку.
Из-за снижения температуры 90 % отгона и конца кипения улучшают-
ся эксплуатационные свойства бензинов, но при этом сокращаются их
ресурсы.