Воспламеняемость характеризует способность дизельного топлива
к самовоспламенению в среде разогретого от адиабатического сжатия
в цилиндре двигателя воздуха.
Было установлено, что конструктивные и эксплуатационные фак-
торы, которые способствуют повышению температуры и давления
воздуха, быстрому и интенсивному перемешиванию его с топливом
в цилиндре двигателя, улучшают воспламеняемость и тем самым про-
цесс сгорания топлива и делают работу дизеля мягкой и экономичной.
Положительное влияние на работу дизеля оказывают:
– повышение степени сжатия;
– увеличение числа оборотов коленчатого вала;
– применение для изготовления блока цилиндров материала с низкой
теплопроводностью, например чугуна;
– применение топлив с оптимальной воспламеняемостью.
53
Работу дизеля ухудшают повышение влажности воздуха и низкие
температуры окружающего воздуха.
Определение воспламеняемости дизельных топлив производится на
специальной установке со стандартным одноцилиндровым двигателем
ИТ9-3 и заключается в сравнении испытуемого топлива с эталонными
топливами. Мерой воспламеняемости дизельных топлив принято счи-
тать цетановое число (ЦЧ). В качестве эталонных топлив применяют
цетан (н-гексадекан С16Н34), имеющий малый период задержки само-
воспламенения (ПЗВ), и его воспламеняемость принята за 100 единиц
ЦЧ, и α-метилнафталин, имеющий большой ПЗВ, и его воспламеняе-
мость принята за 0.