По частоте вращения коленчатого вала различают быстроходные
(с числом оборотов коленчатого вала более 1000 мин–1) и тихоходные
дизели. Степень быстроходности в значительной мере определяет тре-
бования к качеству топлива. Значительная часть грузовых автомобилей
и сельскохозяйственной техники в настоящее время оснащены быстро-
ходными дизелями, а суда речного и морского флота, а также стацио-
нарные силовые установки – преимущественно тихоходными.
52
По сравнению с бензиновыми дизельные двигатели имеют следую-
щие преимущества:
– на 30…35 % меньше расходуют более дешевое топливо;
– средняя температура рабочего цикла в дизеле ниже, что облегчает
его охлаждение;
– применение в дизелях более тяжелого по сравнению с бензином топ-
лива обеспечивает пожарную безопасность, облегчает его транспор-
тирование и хранение;
– допускают большие перегрузки и отличаются большей устойчивос-
тью в работе;
– выхлопные газы менее токсичны;
– за счет значительно меньшего времени контакта топлива с возду-
хом (топливо в дизеле впрыскивается только к концу такта сжатия)
полностью устраняется опасность возникновения детонационного
сгорания;
– практически неограниченная возможность обеднения горючей сме-
си, что позволяет изменять мощность дизеля только путем регули-
рования подачи топлива при постоянном расходе воздуха;
– возможность использования топлив с различной испаряемостью:
среднедистиллятных, утяжеленных, а при определенных условиях
и легких, типа бензина и керосина.
К недостаткам дизелей следует отнести их большую удельную массу,
меньшую быстроходность и большую затрудненность в зимних усло-
виях запуска.
К наиболее важным показателям качества топлив для быстроходных
дизелей относятся: воспламеняемость, испаряемость, вязкость, корро-
зионная активность, низкотемпературные и экологические свойства.