Цетановое число – показатель воспламеняемости дизельного
топлива, численно равный процентному содержанию цетана в смеси
с α-метилнафталином, которая по самовоспламеняемости в стандарт-
ном двигателе эквивалентна испытуемому топливу.
К дизельным топливам не предъявляются столь высокие требования
по детонационной стойкости в сравнении с автобензинами. Товарные
дизельные топлива должны иметь ЦЧ в определенных оптимальных
пределах. Применение топлив с ЦЧ менее 40 приводит к жесткой работе
дизеля и ухудшению пусковых свойств топлива. Повышение ЦЧ выше
50 также нецелесообразно, так как возрастает удельный расход топлива
в результате уменьшения полноты сгорания. Цетановое число дизель-
ного топлива существенно зависит от его фракционного и химического
состава. Алканы нормального строения и олефины имеют самые высо-
кие ЦЧ, а ароматические углеводороды – наоборот, самые низкие ЦЧ.
Цетановые числа высококипящих фракций нефти, как правило, выше
ЦЧ низкокипящих.
В ГОСТах многих стран мира, в т. ч. бывшего СССР, цетановые числа
дизельных топлив нормируются в пределах 40…55. При необходимости
повышения ЦЧ товарных дизельных топлив, на практике применяют
специальные присадки, улучшающие воспламеняемость топлив, такие,
как алкилнитраты (изопропил-, амил- или циклогексилнитраты и их
смеси). Их добавляют к топливу не более 1 % мас., преимущественно
к зимним и арктическим сортам, а также топливам низкоцетановым,
получаемым, например, на базе газойлей каталитического крекинга.
Кроме повышения ЦЧ (на 10…12 единиц), присадка позволяет улуч-
шить пусковые характеристики при низкой температуре и уменьшить
нагарообразование. Добавление 1,5…2 % мас. циклогексилнитрата, на-
пример, к этилированному автобензину позволяет использовать его как
топливо для быстроходных дизелей.