Доброхотов С.В. МАИ Несмотря на всю сложность обстановки в Европе, сталинская со- ветская дипломатия продолжала исходить в своей политике из возможнос- ти объединения усилий держав в борьбе за моральную легализацию боль- шевизма и его продвижения вглубь Европы - в противовес угрозы фашист- ской агрессии. Советское правительство настойчиво искало средства обеспечения коллективной безопасности против Германии. В сентябре 1934 г. Советский Союз принял приглашение 30 госу- дарств вступить в Лигу наций. После выхода из Лиги наций Германии и Японии у Сталина появились определенные возможности использовать Лигу в качестве орудия распространения большевизма с одной стороны, для за- щиты в случае нападения извне при постоянной пропаганде идей мира и "разоблачения" "провокаторов" войны с другой стороны. В официальном же заявлении советского представителя М.М.Литвино- ва подчеркивалось,что СССР вступил в Лигу наций с единственной целью и единственным обещанием всемирно сотрудничать с другими народами в деле сохранения неделимого мира. "Я знаю,-сказал Литвинов,- что Лига наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден,однако, и в том, что при твердой воле и дружном сотрудни- честве всех ее членов весьма многое может быть сделано и в каждый данный момент для максимального уменьшения шансов войны. Но это явля- ется достаточно почетной и благородной задачей,осуществление которой принесет неисчисляемые блага человечеству". Над этой задачей Советское правительство не переставало работать в течении всего времени своего существования. Отныне оно хочет объеде- нить свои усилия с усилиями других государств,представленных в Лиге". Возможному противнику /скорее всего Англии/, надо было противо- поставить подавляющую комбинацию сил и таким путем воспрепятствовать успеху действий, направленных на подготовку и развязывание нападения. Особое значение в этом могли иметь региональные пакты взаимопомощи с - 2 - участием широкого круга европейских государств. Эта точка зрения Советского государства была положительно оценена прежде всего во Франции, которой традиционно угрожала Германия. Под- писанный правительством Эррио 29 ноября 1932 г. советско-французский договор о ненападении служил хорошей основой для дальнейшего сближе- ния между обеими странами. 31 октября 1933 г. Поль Бонкур поставил вопрос о возможных сов- местных контрмерах со стороны СССР и Франции в случае усиления подго- товки Германии к войне. В декабре 1933 г. Наркоминдел СССР выступил с предложениями,в которых предусматривалось,что СССР не возражает против заключения в рамках Лиги наций регионального соглашения о взаимной за- щите от агрессии со стороны Германии; согласен на участие в этом сог- лашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эсто- нии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участи- ем Франции и Польши; независимо от обстоятельств по соглашению о вза- имной защите участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и по возможности материальную помощь также в случаях военного нападения, не предусмотренного самим согла- шением. В то время Франция стояла на пороге важных событий. Вечером 6 февраля 1934 г. на улицах Парижа произошло выступление французских фашистов, руководимых полковником де ла Рокком и поддержанных началь- ником парижской полиции Кьяппом. Сплоченность и единство действий французских левых партий и рабочих организаций обрекли выступления фашистов на провал. 12 февраля в Париже была проведена грандиозная демонстрация пролетарской солидарности. Она послужила толчком к раз- витию широкого демократического движения в стране, завершившегося в дальнейшем созданием народного фронта. В новом кабинете,явившемся результатом компромисса между правыми - 3 - партиями и центром, портфель министра иностранных дел получил Луи Бар- ту. Луи Барту, хотя он и состоял членом правой партии, был выразите- лем того внешнеполитического курса, который диктовался трезвым учетом угрозой гитлеровской агрессии,национальными интересами Франции. По мнению Барту,защита Франции против фашистской опасности долж- на была опираться на систему союзов, заключенных с Польшей, Чехосло- вакией, Румынией и Югославией. Он старался сохранить и франко-анг- лийское сотрудничество, опасаясь, однако, как бы Франция, по выраже- нию Клемансо, не оказалась в роли лошади, а Англия-в роли наездника. Тревога Барту и его сторонников относительно растущей угрозы со стороны германского милитаризма находила подтверждение в многочислен- ных фактах. В марте 1934 г. французское правительство получило дополнитель- ные сведения о форсированном перевооружении Германии. Численность личного состава германских вооруженных сил, национал-социалистский моторизованный корпус, национал-социалистский авиационный кор- пус,"Трудовой фронт"и "Организацию Тодта", достигала почти одного миллиона человек.Расходы на рейхсвер в 1934-1935 гг. возрастали с 344,9 млн. до 574,5 млн. марок. 17 апреля 1934 г. французское правительство направило Великобра- тании ноту, в которой вновь ставило вопрос о безопасности Франции,ко- торую оно не отделяло от безопасности других европейских государств. "Фактически,-гласила нота,-германское правительство,не ожидая резуль- татов переговоров,пожелало поставить нас перед своим решением продол- жать перевооружения во всех видах и в том объеме,который оно опреде- ляет по собственному усмотрению,пренебрегая условиями Версальского договора". Английская дипломатия,на словах поддерживая идею системы коллек- - 4 - тивной безопасности Европы, на деле помогала гитлеровцам срывать орга- низацию такой системы. В этих условиях СССР и Франция совместно выступили за заключение договора о коллективном отпоре Германии. В течение 1934 г. советская дипломатия вела переговоры с Францией о заключении Восточного пакта. По предложению Луи Барту пакт должен был включать Германию, СССР, Поль- шу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказы- вать стороне, на которую совершенно нападение, военную помощь. Франция брала на себя гарантию выполнение пакта, не будучи его непосредственным участником. Из такого положения следовало, что в слу- чае, если бы кто-либо из участников пакта отказался выполнить поста- новление о помощи стране, на которую напали, Франция обязана была бы сама выступить против агрессора. В мае 1934 г.в ответ на французские предложения Наркоминдел конс- татировал готовность обсудить с Францией вопрос о подписании отдельно- го пакта. После ряда бесед к концу июня удалось окончательно разрабо- тать франко-советский проект Восточного пакта. 27 июня 1934 г. проект Восточного пакта был передан французским правительством английскому. Проектом предусматривалось заключение двух соглашений о взаимопомощи,связанных между собой в единую систему: _ .пакта взаимопомощи между СССР, Германией, Польшей, Чехословакией, Эстонией, _ .Фин- ляндией, _ .Латвией, _ .Литвой и франко-советского пакта о взаимопомощи. Германия категорически отказалась стать участником пакта. Фашист- ское правительство утверждало,что у него существует" страх перед со- ветской агрессией",что "пакт служит делу окружения Германии". Страх, надо признать, был весьма и весьма оправдан - СССР огромными темпами милитаризировался, продолжались чистки и замены по всем слоям общест- ва, роста пропаганда "великой безграничной державы". - 5 - Стремясь заручиться поддержкой Англии, Барту посетил Лондон. Одна- ко в Лондоне его ожидал холодный прием. Посол Франции Корбэн сказал Барту: "Ваше превосходительство,англичане будут считать вас лицом,вну- шающим некоторое подозрение. Предложение заключить пакт с Россией бу- дет очень плохо принято..." Слова посла полностью оправдались. Англия твердо стояла на ногах и не могла не замечать двух потенциальных аг- рессоров в Европе. 14 сентября 1934 г. заявило о своем отказе принять участие в Вос- точном пакте правительство Польши. Поездка Барту по столицам Восточной Европы не увенчалась успехом. В значительной мере все это объяснялось противодействием английской дипломатии. Характеризуя отношение Англии к организации системы коллективной безопасности в Европе,советское полпредство сообщало в НКИД: "Английс- кое правительство по существу всегда относилось к Восточному пакту не- доброжелательно... Восточный пакт должен был бы сильно укрепить наши международные позиции, обезопасить нашу западную границу и облегчить наше положение на Дальнем Востоке... Восточный пакт,который неизбежно должен был бы сцементировать все французские связи на Востоке и в сильнейшей степени гарантировать безопасность самой Франции, способс- твовал бы чрезвычайному росту французского международного могущества. Именно поэтому британская дипломатия не могла относиться с горячностью к Восточному пакту." 19 июня 1934 г. глава советского дипломатического представитель- ства в Лондоне заявил постоянному заместителю английского министра иностранных дел Ванситтарту, что общественное мнение /?!/ Советского Союза "приписывает Англии подталкивание не только Японии, но и Герма- нии к войне с нами и этим только объясняет сопротивление Англии Вос- точноевропейскому пакту". Заключение договора о коллективном обеспечении безопасности в - 6 - Европе, выдвинутого СССР совместно с Францией,было сорвано усилиями Германии, Польши и Англии. Учитывая это, сталинская дипломатия предприняла действенные меры для заключения договора о взаимопомощи с Францией, а также для улуч- шения отношений с рядом соседних стран. 9 июня 1934 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР,Чехословакией и Румынией.
|